Представители Минобороны раскритиковали работу предприятий Роскосмоса по созданию новой пилотируемой системы, с помощью которой планируется осуществить экспедицию к Луне, пишут «Известия».
«Перед началом защиты технического проекта пилотируемого космического комплекса (ПКК) необходимо провести защиту составных частей, однако на сегодняшний день на НТС рассматривается только технический проект на комплекс пилотируемого транспортного корабля, – подчеркнул в своем докладе на НТС начальник военного представительства Минобороны РФ Андрей Пронкевич. – На сегодняшний день не утверждено техзадание на ПКК и его основные части. Головной исполнитель должен был разработать перечень технических заданий и утвердить его у заказчика. На сегодняшний день эта работа не закончена».
Все разработки перспективных пилотируемых систем и комплексов в России ведутся при непосредственном участии военных представительств, основной задачей которых является контроль соответствия основных характеристик разрабатываемых образцов требованиям техзадания заказчика. В Роскосмосе заявляют, что не собираются отказываться от сотрудничества с военпредствами в данном вопросе.
Пронкевич отметил, что защита и приемка технического проекта на ПКК в целом должна проводиться после защиты составных частей.
В ответном слове президент РКК «Энергия» Виталий Лопота назвал сложившуюся ситуацию абсурдной.«Мы делаем корабль, не имея ракеты. Это абсурд, в котором мы сегодня живем. Нам сказали, что будет ракета «Амур», которая должна быть после «Ангары», притом что сама «Ангара» – не очень эффективная ракета и еще не летает», – сказал он.
Некоторое отставание в сроках создания самого корабля и ракеты проектанты предусмотрели.
«Техническое задание допускает возможность отработки нового корабля в беспилотном варианте на ракете «Зенит», – говорит главный конструктор пилотируемых комплексов РКК «Энергия» Николай Брюханов. – А эксплуатация должна осуществляться на ракете-носителе «Амур». Нами определены технические требования к ракете «Амур» – они выданы организации, которая этим занимается».
В Роскосмосе «Известиям» сообщили, что придают важное значение работе военных представительств и обязательно учтут мнение их экспертов.
«Материалы технического проекта по перспективной пилотируемой транспортной системе (ППТС) первого этапа в настоящее время переданы на экспертизу в головные научно-исследовательские учреждения Федерального космического агентства и ЦНИИмаш, – говорит заместитель начальника Управления пилотируемых программ Роскосмоса Владимир Митин. – По результатам экспертизы планируется проведение научно-технического совета Роскосмоса, на котором будет принято окончательное решение о порядке дальнейших действий: приемке упомянутых материалов или продолжении работ для устранения отмеченных недостатков».
РКК «Энергия» разрабатывает проект нового пилотируемого космического комплекса с 2010 года. Макет обитаемой капсулы был представлен на «МАКС-2011». В апреле 2012 года требования к кораблю были изменены в связи с появлением в планах Роскосмоса экспедиции к Луне, и в проект были внесены существенные коррективы. Также в 2011 году изменились планы по носителю для ПКК. Разработка специальной ракеты «Русь» была приостановлена Совбезом РФ ввиду значительной стоимости ее создания (не менее 202 млрд рублей) и схожести представленных в эскизном проекте решений с теми, что применяются в «Ангаре».Как сообщала газета ВЗГЛЯД, в июле глава Роскосмоса Владимир Поповкин информировал, что первые летные испытания российского космического корабля нового поколения начнут проходить на Байконуре в 2017–2018 годах.
На научно-техническом совете в Ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия» были представлены технико-экономические параметры создания нового пилотируемого транспортного корабля (ПТК), который по планам Роскосмоса к 2020 году заменит ныне летающие к МКС «Союзы».
«По технико-экономическим параметрам транспортный корабль требует для своего создания около 100 млрд рублей, – сказал заместитель генерального конструктора РКК «Энергия» Александр Деречин. – Это определено не только нами, но и кооперацией предприятий. Стоимость возросла примерно в два раза по сравнению с изначальным эскизным проектом, предусматривавшим создание корабля для полетов исключительно на околоземную орбиту (требование спроектировать корабль, способный отправиться к Луне, было задано весной прошлого года)».
«Если говорить о комплексе пилотируемого транспортного корабля, который кроме самого корабля включает в себя ракетный блок аварийного спасения, сборочно-защитный блок и целый комплекс наземных средств, то это еще 40 с лишним миллиардов. Комплекс средств подготовки и пуска – это еще 14,4 млрд. В итоге получается 160 млрд рублей в ценах 2012 года», – сказал он.
Стоит отметить, что приведенные цены не учитывают стоимости создания носителя – новой ракеты тяжелого класса для запуска ПТК.
В свою очередь гендиректор Центра имени Хруничева Александр Селиверстов заявил, что для пилотируемого транспортного комплекса (ПТК), нового космического корабля, создаваемого в РКК «Энергия», базовой ракетой-носителем рассматривается «Ангара».